Татьяна Беликова -детский психолог - Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу

поиск

Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

сайт детского психолога
Беликовой Татьяны


Четверг, 31.07.2025, 19:50

Содержание:

Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении
в школу


подготовка ребенка к школеВ возрасте пяти-семи лет у ребенка формируются психические функции,обеспечивающие впоследствии школьную успешность. Готовность к школе предполагает не только и не столько конкретные знания об окружающем мире, хотя если ребенок дремуче невежествен, то учиться в школе ему будет очень трудно. Не принципиально, на самом деле, умеет ли он считать до десяти прямым и обратным счетом, знает ли времена года и названия месяцев, - хотя все эти знания, разумеется, нужны.
Почему перед школой это не самое главное? Практика показывает, что ребенок, физиологически имея в этом возрасте наглядно-образное мышление, иногда с трудом запоминает формальные вещи, например, ему не всегда легко выучить все двенадцать месяцев и запомнить их "подряд и вразбивку". Учат-учат родители и воспитатели, а от него как от стенки горох. Но вот он пошел в школу и стал ежедневно прописывать дату в тетрадке, да еще и время, когда Каникулы, само запоминается, да и летние месяцы наполняются новым смыслом. Вот и запомнился год,все двенадцать месяцев - информация перестала быть ненужной и чужой,он ее о-своил, при-своил, сделал своей. Так что незнание месяцев -не признак неготовности к школе.
Но есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие?
Фонематический слух

Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие,мягкие и твердые звуки. Он должен слышать, что в именах Тим
и Том звук т звучит по-разному (мягко и твердо). Различение звонких и глухих, например г-к - тоже непременное условие, чтобы ребенок писал грамотно: кости и гости.Именно это умение обеспечит ему грамотность.

Чтобы избежать этого, берем книгу Бугрименко и Цукерман "Чтение
без принуждения" - там все написано про развитие в игре, в том
числе и фонематического слуха, - и с четырех лет начинаем поигрывать.
Если книги нет, просто играем словами. По пути в магазин, на прогулке:
"Папа пишет" - какие тут п?
"Рыбка-ребенок" - какие р?
"Ласковый лев" - какие л?
И придумывайте, придумывайте сами любые игры со словами, которые дадут
вслушаться в звуки, вчувствоваться в них!
Чувство величины

Суть числа, цифры, веса хорошо помогает понять обычное взвешивание. Но не на электронных весах, которые только
и может сейчас увидеть ребенок в универсамах. На них кладут пакет картошки - и выскакивают цифры. Откуда они взялись? Почему именно
эти, а не другие? Непонятно. А обычные весы делают понятным, что такое "взвесить". Килограмм яблок уравновешивает килограммовая
гиря. И объяснять не надо. И так видно. Хорошо иметь дома аптечные весы. И говорить малышу, обращать его внимание: луковица весом 100
граммов в стакан не влезет, а 100 граммов гречки поместились. Что кусок пластилина, взвешенный на весах, один и тот же по весу, и если
мы его сделаем лепешечкой, и если шариком. Тут не нужны объяснения, это надо просто усвоить, как никто не объясняет, что молоко белое,
а вода прозрачная.
Готовим обед, даем ребенку стакан и разные банки с кастрюлями, пусть попереливает из одной в другую и убедится, что стакан воды - он в
любой кастрюле стакан. Разделим яблоко на половинки, четвертинки, трети. Кучку фасоли, которая пойдет в суп, разделим на половины.
Разломаем апельсин на осьмушки. Надо сказать, что подобные занятия не только дают возможность нормально усваивать и понимать математику,но и развивают речь: "Половина, осьмушка, натрое". Все начинается просто:
Мы делили апельсин,
много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
эта долька для стрижа...
А для волка кожура.
А став взрослым, человек с чутким к родной речи слухом сможет уловить
подлинный смысл, например, вот этого стихотворения Новеллы Матвеевой:
Я, говорит, не воин,
Я, говорит, раздвоен,
Я, говорит, расстроен,
Расчетверен,
Распят!..
Последовательность изложения мыслей

Одна из частых причин непонимания задач - неумение излагать мысли, вычленять главное и второстепенное. Это умение необходимо для освоения любого школьного предмета. В математике, например. Примеры школьник решает, выучил алгоритм, а задачи не может, там нужно
понимать, о чем именно идет речь. Значит, до школы у ребенка не сформировалось умение последовательно излагать текст.
Ориентация в пространстве
В каком пространстве? В любом. Пространстве дома, комнаты, листа бумаги.А пространство - это математика, это геометрия.
Посылаем чадо в ванную, пусть положит на правую полку мыло, на левую полотенце. И нужно обязательно знать, что левее - это еще сильнее влево, а правее - еще чуточку вправо. Попросите ребенка: "Поставь поближе, поставь подальше" - не факт, что каждый дошкольник справится.
(К слову сказать, со сравнительными степенями вообще беда! Это хотя и не всегда относится к пространственным понятиям, но всегда к понятиям,нужным и в обиходе, и в школе. Вот, например, вы не обращали внимания,как дети играют в "холодно-горячо"? Кажется, нет игры проще.
Однако послушаем, как наш ребенок говорит? "Теплее", или только "Тепло, тепло, тепло!" В наши дни положение просто
катастрофическое. Редкие дети подготовительной группы детсада владеют сравнительной степенью. Ближе-дальше. Узко, уже, узенько. Горячо,
горячее, горячее, кипяток!)
База для развития пространственного мышления, ориентации в пространстве- полноценная крупная моторика. В первую очередь детям нужно
много двигаться, играть в подвижные игры. Он должен глазом чувствовать расстояние, рукой - вес, ощущать напряжение мышц, нужное, чтобы бросить с определенной силой, добросить на нужное расстояние, попасть в цель. Он должен чувствовать, что если делает большие шаги, то их нужно меньше, чтобы дойти до цели. А если маленькие - то больше.

Нам только кажется, что дети умеют шагать и широко и маленькими шажками.Не умеют. Они не играют в "штандер", где нужно достичь убегавшего за столько-то шагов, в лапту, когда надо увернуться от мяча, в "расшибалочки",где можно сплутовать, измеряя расстояние до монетки чуть сдвинув или посильнее растопырив пальцы.
Пару десятилетий назад в каждом дворе погожим днем крутили скакалку,туда надо было вовремя прыгнуть и выскочить. Стоишь, готовишься, вот
попал в резонанс, вбежал под веревку, вот уже прыгаешь. Несколько прыжков - за тобой очередь! - и снова подхватил ритм, выскочил. Скакалка
развивает ритм, а ритм - это и слово, и умение приспособиться к миру, гармонизировать себя. Ритм - это первичные вибрации, которые лежат
в основе всего сущего. Ребенок, который не чувствует ритма, не может его отбить - как он узнает слоги? Никак. Значит, не проверит перенос
слов, не найдет проверочные слова, которые тоже ищут через слоги. Мы в детстве - все! - прыгали на скакалке. Поэтому у нас не было такой
тотальной безграмотности, какая царит сейчас. И еще мы читали книжки.
Но это уже другая история...

Авторы: A.Гиппиуc и C.Maгид
наши гости

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

                                                                                               
сайт детского психолога  Беликовой Татьяны©2025
г.Санкт--Петербург